Когда сериал дошел до серий с танцем Анны, первая пришедшая мысль была: Саломея? причем ту семь вуалей? Нет, я прекрасно знала откуда это название. Но озадачило - откуда Корф про такой танец знает. До его изобретения оставалось лет 50
. Может ясновидящий как родственница Сычиха
.
И посмотрев, идею сценаристов не поняла и не оценила.
- зачем это представление назвали Танцем Соломеи ?
Россия в то время вела войну на Кавказе; и с Турцией воевала не однажды. Восточные мотивы, элементы одежды, оружие в то время в России были крайне популярны. Поэтому назови авторы танец турецким или, даже проще, восточным и, я думаю, сцена воспринималась бы по другому. Костюм сошел бы тот же и движения почти те остались бы. Но не было бы намека на некую сексуальность, который танец семи вуалей в себе, безсловно имел и, как я поняла из комментариев, Анне репутацию подмочил
.
Естественно, я сунула нос в интернет, чтобы выяснить ху из ху на самом деле. Вот, что получилось
Сюжет об участии Саломеи в гибели Иоанна Крестителя — расхожий сюжет западно-европейского искусства нескольких столетий.
Саломея танцевала перед Иродом во время празднования его дня рождения. Танец юной девушки настолько понравился Ироду, что он пообещал ей все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства! По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила у Ирода голову Иоанна Крестителя. Ирод приказал обезглавить Иоанна Предтечу и принести его голову на блюде. Это легенда.
На страницах Святого Писания нет упоминания ее имени в связи со смертью Иоанна. Ни в Евангелии от Марка, ни в Евангелии от Матфея имя девушки не называется. Только у историка Иосифа Флавия, на страницах его "Иудейских древностей" встречается это имя.
Кто же была Саломея?
Первое о чем стоит упоминуть в этой истории - возраст Саломеи. В этом вопросе есть некоторые расхождения.
Французский историк и писатель Робер Амбелен предлагает свою версию того, почему Саломея не могла быть на том зловещем пиру. Ирод Великий умер в 5 году до н. э. После его смерти, старший сын, Архелай, отплыл в Рим, чтобы император Август утвердил его на троне Иудеи. Брат его, Ирод Антипа, возвращаясь из Рима, склонил Иродиаду, жену своего брата Ирода Филиппа, к сожительству с собой. В "Иудейских древностях" Иосиф Флавий сообщил, что Иродиада согласилась на это вскоре после рождения дочери Саломеи.
"Следовательно, — пишет Амбелен, — означенная Саломея уже появилась на свет в 5 году до н. э., и к тому времени ей было около года. Смерть Крестителя имела место в 32 году нашей эры, значит, к тому времени Саломее было (5 + 32) не менее тридцати семи лет".
Согласно все тому же Иосифу Флавию первый раз Саломея вышла замуж за своего двоюродного брата Филиппа, сына Ирода Антиппы, который одновременно был ее родным дядей и, вследствие брака с Иродиадой, отчимом. После смерти Филиппа Антиппы, не оставившего потомства от брака с Саломеей, она вторично вышла замуж за Аристобула, брата Агриппы. В этом браке она родила троих сыновей: Ирода, Агриппу и Аристобула. Сохранились монеты с ее изображением, датируемые 56-57 гг. На аверсе изображение Аристобула, на реверсе — Саломеи.
Историк Р. Амбелен задается вопросом: "Насколько правдоподобно, чтобы идумейский тетрарх попросил Саломею, мать семьи, танцевать перед своим супругом?"
И сам отвечает: "На Востоке в те времена не танцевали, как внаше время в европейских дансингах, "в своем кругу" и "для своего удовольствия". Существовали танцовщицы, для которых это было ремеслом, и ремеслом весьма презренным. И попросить у своей падчерицы, которая в то же время была его племянницей, начать выделывать соблазнительные антраша на глазах супруга и перед всем двором было вещью немыслимой: это значило бы нанести тяжкое оскорбление обоим. Тем более речь идет о женщине 37 лет, которая, как бывает на Востоке и с учетом эпохи, скорее всего, преждевременно расплылась".(ну, это предположение оставим на совести историка - никто этого не знает).
Сомнительно, чтобы тетрарх предложил Саломеи награду в размере, как пишет евангелист Марк, вплоть до половины своего царства? И почему Саломея, взрослая женщина, побежала
к матери спрашивать что ей попросить в награду, а не обратилась с этим к мужу?
Но большинство историков поддерживают другой возраст Саломеи.
Для рассмотрении исторического возраста Саломеи в этот момент на самом деле есть некоторые небольшие подсказки. Во-первых, так как девушка была еще под сильным влиянием своей матери, она не должна быть замужем, и, таким образом, не может быть очень взрослой Но так как ее будущий муж, ее дядя Филипп, умирает в 33/34 году нашей эры, мы должны также предположить, Саломея, по меньшей мере 13 к этому году. Таким образом, если Иоан обезглавлен в AD 31 (или 29 году нашей эры, или 32 году нашей эры, то девушка, возможно, был в возрасте 11 лет (или 9, или 12, соответственно. По крайней мере, в этих пределах.
Интересно, что все согласны в том что брак Филиппа был довольно кратким - всего около 2 лет . И мы не знаем сколько было Саломее, когда она вышла за него замуж.
Во-вторых, Саломея упоминается как korasion, в оригинале НЗ, написанного на греческом.Греки называли этим словом маленьких девочек, еще не достаточно взрослых, чтобы быть замужем. В основном, это означает еще не оформивовшегося подростка, что у нее нет груди и еще нет менструаций.
И что же в конце концов танцевала Саломея?
Слово, используемое для танца в греческом тексте orxeomai, что означает не столько танец, сколько игривая иммитация танца маленькими детьми..
В Галилея дети на улице играли на флейтах, а другие дети танцевали (Mt.11: 17, Lk.7: 32). Матфей(14: 6) использует этот же слово (orcheomai), когда Саломея танцует для своего отчима, так же как и Марк (6:22). В других четырех упоминаниях это тоже обозначает танцы детей на улице. и все.
Танец Саломеи был ничего более чем трюки, вроде нехитрой акробатики, подростка для гостей семьи. Два ключевых греческих слов в библейских описаниях (Марк 6 и Матфея 14) дает понять, что танец Саломеи не был соблазнительно непристойный. Кроме того, танец Саломеи просто "порадовал" Ирода, потому что гресеское слово используемое здесь aresko, которое не несет никакой сексуальной конотации. Царь умилился, глядя на прелестного ребенка.
Миф Танца Семи Вуалей.
.
Миф этот появился в Европе в 19 веке, когда Оскар Уайльд написал повесть "Возлюбленные Саломеи", а позже Рихард Штраус написал на либретто по этой повести знаменитую оперу "Саломея", где и был поставлен танец Саломеи перед царем Иродом в семи вуалях, которые она сбрасывала в танце. Из танцовщиц 20 в. только ленивая не интерпретировала его, начиная от Иды Рубинштейн, Айседоры Дункан и Рут Сен-Дени и до современных постановок. На самом деле, в библейских источниках указывается, что танец дочери Иродиады Саломеи, падчерицы Ирода, понравился ему и все, как отмеченно выше
Интерсно, что в живописи образ Саломеи и изображение танца трансформировалось со временем и развитием искусства.
Причем, в ранних рисунках и картинах Саломея, действительно, скорее акробатка, чем
Иллюстрация к трактату - сальто
Античная фреска в церкви моннастыря - стойка на голове
Chalfont St. Giles, Buckinghamshire. C.14 (‡Oxford) - мостик
Интереснейшая фреска в Old Idsworth, Hampshire, (‡Portsmouth) c.1330, где Саломея изображена танцующей с мечами - в каждой руке и даже зубах.
и более крупно -
На некоторых картинах Саломея явно можно принять за маленькую девочку - она отличается ростом.
Джотто
Бернский мастер рубежа 15—16 вв. «Танец Саломеи»
На картинах Ренессанса Саломея превратилась в красивую молодую женщину.
И, наконец в 19 веке и позже Саломея полу- или полностью обнажилась.